8D01301 — Педагогика и методика начального обучения

Шифр — Специальность:

8D01301 — «Педагогика и методика начального обучения»

Прохождение аккредитации (год прохождения, период прохождения):

Форма обучения:

Дневная форма

Срок обучения:

Направление научно-педагогической подготовки — 3 года

Присуждаемая степень:

Доктор PhD

Профессиональная деятельность:

Предметом профессиональной деятельности PhD доктора специальности «Педагогика и методика  начального обучения» является  педагогический процесс, научно-исследовательская и управленческая деятельность в высших учебных и средне- специальных учебных заведениях.

Объекты профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности докторанта  являются: образовательные, исследовательские, проектные и учебно-методические учреждения.

Предмет профессиональной деятельности:

Основные этапы трансформации и развития парадигм в эволюции педагогической науки, как предмета профессии докторантов; предмет, мировоззрение и методологические особенности начальной педагогики; научных школ в области педагогики начальной школы и их теоретических и практических новостей; мировые и казахстанские научно-педагогические концепции; механизмы внедрения научных новшеств в практическую деятельность в педагогике начальной школы, педагогическая и научная этика исследователя; современные тенденции, направления и закономерности развития отечественных педагогических наук в условиях глобализации и интернационализации; методология достижений педагогической науки, мировой и казахстанской наук.

Виды профессиональной деятельности:

Докторант специальности 8D01301 — «Педагогика и методика начального обучения»  могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • в области научной и научно-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления и быстрого роста информационных потоков;
  • проведение педагогических, теоретических и экспериментальных исследований;
  • теоретические и прикладные задачи в педагогических исследованиях и их решении;
  • проблемы педагогической подготовки студентов в университете;
  • профессиональный и всесторонний анализ проблем в области педагогики начальной школы;
  • саморазвитие в мире.

Базы  практик:

Педагогический факультет в Zhubanov university, кафедра «Педагогики, психологии и начального обучения», педагогические средне-специальные  колледжи.

Модульная образовательная программа

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Закон РК об образовании // Казахстанская правда. – 2007. – 15августа. – С. 18.
  2. Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля. 2011 г. № 407.
  3. Қазақстан Республикасында білім беруді және ғылымды дамытудың 2020–2025 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы. [Электрон.ресурс]. – 2019. – URL:http: //adilet.zan.kz/kaz
  4. Государственный общеобязательный стандарт начального общего образования Республики Казахстан. ГОСО РК 2.003.1 – 2008. – Астана: Издание официальное, 2008. — 23 с.
  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб.для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. /Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. — 527 с.
  6. Педагогика и психология высшей школы. /Под.ред. М.В.Булановой-Топорковой. -М., 2002. – 545 с.
  7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. –Алматы: Ғылым,1998
  8. Кенесарина З.У. Педагогика высшей школы. Учебно методическое пособие. -Алматы: Триумф «Т», 2007. 200 с.
  9. Садыков Т.С. Абылкасымова А.Е. Дидактические основы образования в высшей школе: Учебное пособие. Алматы: РИК Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. – 187 с.
  10. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
  11. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2009. — 429 с.
  12. Каменская Е. Н. Педагогика: учеб.пособие. /Е.Н.Каменская. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 316 с.
  13. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым,1998
  14. Педагогика: учебник. /под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 429 с.
  15. Педагогика и психология высшей школы. /Под.ред. М.В.Булановой-Топорковой. – М., 2002. – 545 с.
  16. Сластёнин В. А. Педагогика: учебник /В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 9-е изд.,стер. — М.: ACADEMIA, 2008. — 567 с.
  17. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
  18. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. – 448 с.
  19. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  20. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая. — Ярославль: Акад. развития, 2008. — 255 с.
  21. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учеб.пособие. – Караганда, 2004.
  22. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика. /В.В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007.
  23. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: 2009.
  24. Педагогика. / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2008.
  25. Педагогика. / Под ред. С.П. Баранова. — М., 2009.
  26. Педагогика. / Под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 2009.
  27. Педагогика: Большая современная энциклопедия. /Сост. Е.С. Ропацевич М.Н. «Современное слово». 2009.
  28. Педагогика: курс лекций. /Под ред. Н.Д. Хмель. – Алматы, 2009.
  29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М. , 2009.
  30. Каменская Е. Н. Педагогика: учеб.пособие. /Е.Н. Каменская. — 2-е изд. — М.: Дашков и К°, 2009. – 316 с.
  31. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 2009.
  32. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие. – М., 2009.
  33. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 2009.
  34. Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. – Псков: ПГПИ, 2009.
  35. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернер. – М., 2009.
  36. Харламов В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 2009.
  37. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: учебное пособие. – СПб: Питер, 2009.
  38. Леднев В.С. Содержание образования. М., 2009.

Дополнительная литература:

  1. Бабанский Ю.К., Ильина Т.А., Жантекеева З.У. Педагогика высшей школы – Алма-Ата, 1989.
  2. Кертаева Г.М., Боталова О.Б. Организация психолого-педагогических научных исследований: уч.пос. – Павлодар: ЭКО, 2008. – 387с.
  3. Архангельский С.И.Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.,1995.
  4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие. /В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. — 394 с.
  5. Методология: вчера, сегодня, завтра [Текст]: ст., доклады, дискуссии / ред. — сост. Г. Г. Копылов, М.С. ромченко. — М.: Изд-во Школы Культурной Политики. Т. 3. – 2005. — 487 с.
  6. Кожахметова К., Таубаева Ш., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005.
  7. Образцов П.И. Методы и методология психолого- педагогических исследований. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
  8. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Дашков и К, 2006. – 460 с.
  9. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г. Организация и технология научного исследования. – Новосибирск: ОАО «Новосибирское книжное издательство», 2006. – 426 с.
  10. Шкутина Л.А., Плотников В.М., Егоров В.В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. — Алматы: Гылым, 2000.
  11. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: формирование, особенности и методология социального познания: учеб.пособие для аспирантов /В.П.Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 315 с.
  12. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е. В. Ушаков. — М.: Экзамен, 2005. — 527 с.
  13. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учеб.Пособие. /В.Ф.Берков. — М.: Новое знание, 2004. – 335 с.
  14. Устемиров К. Профессиональная педагогика: учеб. для учащихся колледжей и студ. вузов. – Алматы: Акнур и К, 2007. — 431 с.
  15. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И. С. Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. — 315 с.
  16. Подласый И. П. Педагогика: учебник. /И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  17. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – М.: Логос, 2006.
  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  19. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе вышего педагогического образования. – М., 2001.
  20. Педагогические технологии. Под.ред. В.С. Кушушина. Учеб.пос. – Ростов-на-Дону. 2004. – 336 с.
  21. Қазақ педагогикалық энциклопедиялық сөздігі.-Алматы,1995ж.-185
  22. Ерментаева А.Р. Студенттерді психологиялық дайындау негіздері. — Өскемен, 2007.
  23. Қазақстан Республикасының мемлекеттік Жалпыға міндетті орта білім беру стандарты. – Астана, 2012 ж. 23 тамыз.
  24. Коджаспирова Г.Н., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М., ИКЦ «МарТ». Ростов-на-Дону. изд. Центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  25. Современный словарь по педагогике. /сост Рабацевич Е.С. «Современное слово», 2001. – 928 с.
  26. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. — М., 1996.
  27. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — М., 2002.
  28. Современный психологический словарь. /Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – Владимир: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  29. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. — М: Академия, 2001.
  30. Основы кредитной системы обучения в Казахстане. Под.общ.ред. Ж.А.Кулекеева. – А., 2004.
  31. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2010. – 128с.

Интернет ресурсы:

  1. Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына Жолдауы «Сындарлы қоғамдық диалог – Қазақстанның тұрақтылығы мен өркендеуінің негізі». – Нұр-Сұлтан, 2 қыркүйек, 2019 ж.
  2. Мультимедиа в обучении. https: //for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnolog.
  3. «Мәңгілік Ел» патриоттық актісі (Толық мәтіні), «ҚазАқпарат» Халықаралық ақпараттық агенттігі https://www.inform.kz/kz/mangilik-el-patriottyk-aktisi-tolyk-matini_a2897386
  4. Le, C. V., & Ognibene, D. (2019). Artificial Intelligence and Education: Promises and Pitfalls. OECD Education Working Papers, (194), OECD Publishing.
  5. Liu, O. L., Bridgeman, B., & Adler, R. M. (2015). Measuring learning outcomes in higher education. Educational researcher, 44(5), 225-232.

ВОПРОСЫ

вступительного экзамена в докторантуру по ОП 8D01301 – «Педагогика и методика начального обучения» на 2024-2025 учебный год 

  1. Роль высшего образования в современную эпоху.
  2. Понятие системы образования. Закон «Об образовании» Республики Казахстан о задачах системы образования.
  3. Место педагогики в  системе  наук о человеке. Предмет и основные категории педагогики.
  4. Основные методологические положения современной педагогики. Связь педагогики с другими науками.
  5. Педагогические идеи и деятельность казахских просветителей (Ы.Алтынсарина, Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, Ш.Кудайбердиева и др.).
  6. Характеристика принципов целостного педагогического процесса.
  7. Понятие о процессе обучения. Структура и функции процесса обучения.
  8. Лекция. Типология и структура лекции в вузе. Требования к ней.
  9. Методы обучения в высшей школе.
  10. Интенсификация обучения и проблемное обучение в вузе.
  11. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.
  12. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.
  13. Деловая игра как форма активного обучения.
  14. Сущность контроля в обучении. Виды и функции контроля.
  15. Предмет, задачи и категории педагогики высшей школы.
  16. Основы коммуникативной культуры педагога.
  17. Понятие форм организации обучения в вузе, их развитие в дидактике.
  18. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
  19. Принципы обучения, как основной ориентир в преподавательской деятельности.
  20. Сущность, структура и движущие силы обучения.
  21. Общие понятия о дидактике высшей школы.
  22. Основные тенденции воспитания студенческой молодежи в РК.
  23. Основные методологические положения современной педагогики.
  24. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов.
  25. Понятие оптимизации и интенсификации педагогического процесса.
  26. Управленческие функции преподавателя в процессе обучения.
  27. Понятие о педагогических инновациях и современных образовательных технологиях.
  28. Общая характеристика государственного стандарта, учебных планов, учебных программ и учебников высшей школы. Основные научно-педагогические требования к ним.
  29. Факторы развития и формирования личности, их характеристика.
  30. Проблемы и пути формирования правовой и политической культуры студентов.
  31. Понятие самообразования и самовоспитания студентов. Пути формирования готовности студентов к самообразованию и самовоспитанию.
  32. Общая характеристика методов научно-педагогических исследований.
  33. Информатизация и компьютеризация образования в современной высшей школе.
  34. Сущность и содержание поликультурного образования.
  35. Личность в современном мире и роль образования в ее развитии.
  36. Научно-исследовательская культура будущего специалиста.
  37. Понятие о социализации личности. Роль воспитания в социализации личности.
  38. История развития педагогических идей и их влияние на общественную жизнь.
  39. Современные теории и концепции обучения в высшей школе, их характеристика.
  40. Сущность программированного обучения, его характеристика.
  41. Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное) в вузе.
  42. Методы педагогического мониторинга.
  43. Технологии дистанционного образования.
  44. Научные основы педагогической технологии.
  45. Методика организации самостоятельной работы студентов.
  46. Этапы организации научно-педагогического исследования в ВУЗ-е.
  47. Лекция в вузе, требования к ее организации.
  48. Семинарские и практические занятия в вузе, требования к организации.
  49. Современные требования к анализу лекции в вузе.
  50. Современные требования к анализу практических занятий в вузе.
  51. Характеристика методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности студентов.
  52. Характеристика документов, определяющих содержание образования в высшей школе. Образовательные программы (ОП), учебные программы, учебники и учебные пособия по специальности.
  53. Общее понятие о методах обучения. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов обучения в вузе.
  54. Педагогический процесс как объект деятельности преподавателя. Характеристика компонентов и этапов целостного педагогического процесса вуза.
  55. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Проблема классификации методов обучения.
  56. Развитие, воспитание и формирование личности. Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности.
  57. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности преподователья.
  58. Проблема цели воспитания в педагогике, ее социально-историческая обусловленность (Концепции воспитания РК).
  59. Характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении, их особенности в процессе преподавания по специальности.
  60. Повышение статуса педагога как один из приоритетов в образовательной политике РК.
  61. Понятие о методах воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания.
  62. Образовательные технологии и их характеристика. Творческая деятельность преподавателя-предметника по проектированию и внедрению авторских методик и технологии.
  63. Права и обязанности педагога, ученика в Законе «Об образовании» РК.
  64. Закономерности и принципы обучения. Характеристика основных принципов обучения (на материале преподаваемого предмета).
  65. Развития личности студента высшей школы, их характеристика и особенности.
  66. Функции учебного процесса, их реализация (познавательная, воспитательная, развивающая).
  67. Информатизация в педагогической науке, ее сущность и задачи.
  68. Технологии развивающего и интерактивного обучения.
  69. Стимулы (мотивы) познавательной деятельности студентов и их стимулирование.
  70. Преподаватель высшей школы и основные требования к личности педагога.
  71. Понятие о педагогическом менеджменте. Менеджмент высшего образования.
  72. Профессиональная и коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы.
  73. Система высшего образования в условиях кредитной технологии обучения.
  74. Основные формы организации обучения в высшей школе.
  75. Высшая школа – социальный институт воспитания и формирования личности специалиста.
  76. Современные системы и тенденции развития высшего образования в Казахстане.
  77. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподователья высшей школы.
  78. Инновации в современной системе образования. Роль искусственного интеллекта в образовании.
  79. Служба виртуальных ассистентов в системе высшей школы и роль искусственного интеллекта в автоматизации процесса оценки.
  80. Преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в высшем образовании.

Темы Эссе

  1. Национальная духовность и преемственность этнокультурного образования и воспитания
  2. О роли высшей школы как ведущего социального института в развитии человеческого капитала
  3. Основные аспекты обучения и воспитания учащихся начальных классов.
  4. Принцип академической честности в современном образовании и науке
  5. Новые подходы в преподавании педагогики в эпоху цифровизации
  6. Школа повышения педагогического мастерства и учитель начальной школы
  7. Важность и актуальность формирования навыков soft skills у будущих педагогов
  8. Мировой и отечественный опыт инклюзивного образования
  9. Статус учителя и имидж педагога в современных условиях нового Казахстана
  10. Роль медиапространства в социализации и развитии личности
  11. Значимость, преимущества и вызовы использования искусственного интеллекта в системе образования